Суббота
18.05.2024
19:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [18]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитательный процесс в школе: влияние на формирование личности.

Воспитательный процесс в школе: влияние на формирование личности.

Искусство воспитания имеет особенность,что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,К.Д. Ушинский

 

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. 
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. В. А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания. понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. 
Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности. 
Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.  Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что  только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.                         Человек рождается как индивид, как субъект общества, с присущими ей природными задатками, формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целенаправленному воспитанию. Не каждый индивид является индивидуальностью Для этого ему необходимо стать личностью Это происходит в процессе развития личности - становление и формирование ее под влиянием внешних и внутренних, управляемых них и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение Развитие человека нельзя сводить только к усвоению, простого накопления в ней знаний, умений и навыков  из различных областей науки и практической деятельности Он заключается прежде всего в качественных изменениях психической деятельности, в переходах от ее низших ступеней к высшим, в возникновении новых возможностей памяти, восприятия, представления, мышления, воли, характера и т.д., в формировании новых качеств личности  Все эти психические процессы являются необходимыми условиями формирования личности - становление человека как социального существа среди  влияния среды и воспитания на внутренние силы развития. Развитие человека и формирование его личности является целостным процессом                         В нем большое роль принадлежит активности человека, может в значительной мере способствовать формированию собственной личности, если перед ней будут поставлены воспитателем соответствующие цели и она будет добиваться их выполнения, развиваются качества, необходимые для их достижения   Поступление в школу приводят к изменению положения ребенка в обществе и семье, налагает на него целый ряд новых обязанностей (ходить в школу, заниматься тем, что определено программой, соблюдать режим и др.), а также дает ему некоторые права (рабочее место дома, серьезное отношение к его занятиям и др.). Всё это приводит к изменению положения ребенка в обществе, и он постепенно осознает это изменение. Быть готовым к школьному обучению - значит уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное. Уметь рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Если ребенок не способен следить за рассуждением учителя и приходить к простейшим выводам, его нельзя считать готовым к обучению. Не менее важным показателем готовности к обучению является наличие у детей определенного уровня развития познавательных интересов. Развитие познавательных интересов протекает у детей неодинаково. У одних интерес имеет теоретическое направление, у других он связан с практической активностью. Это различие обусловлено воспитанием. Учителю начальных классов важно знать, как в условиях школьного обучения с учётом особенностей ребёнка преодолеть неравномерность развития детей. Одним детям в начале обучения он даёт дополнительные задания, другим, наоборот, облегчение, третьим советует немного отдохнуть после выполнения задания. Так постепенно школьники вовлекаются в учебную деятельность, в многообразную жизнь школы, расширяют круг своих представлений, пополняют словарный запас, учатся читать, писать, считать. С первых дней обучения значительно расширяется их жизненный опыт. В учебном процессе создаются условия для формирования коллективных отношений между детьми. Эти отношения, а также отношение и оценки учителя формируют самосознание школьника, отношение к себе, как к личности. В первые недели учёбы это отношение ещё очень неустойчиво и зависит от каждой оценки учителя. Ребёнок – первоклассник овладевает новым источником познания действительности – чтением, письмом, счётом. В процессе выполнения учебных действий формируется подконтрольность, упорядоченность движений ребёнка, что ведёт к точности восприятия им объектов. Овладение своим поведением, своей умственной деятельностью происходит в процессе усвоения способов этой деятельности. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы вооружить младшего школьника наиболее совершенными способами учебной работы. Большое значение имеет учёт некоторых общих особенностей, присущих учащимся младших классов. Они очень любознательны, их жажду больше узнать о явлениях природы, о жизни людей, о свойствах предметов трудно утолить. Именно этим объясняются тысячи разнообразных вопросов, которыми они засыпают учителя, родителей. Эта особенность умело направляется педагогом, может стать основой для воспитания широты интересов, кругозора, стремление и желания постоянно узнавать новое. Важной особенностью младших школьников является и высокая эмоциональная возбудимость. Яркое слово учителя, прочитанная книга или рассказ захватывают детей. Вызывают отклик в их душе и создают благоприятные предпосылки для формирования высоких нравственных чувств: любви к нашей Родине, её прошлому и настоящему, чуткости, отзывчивости.                                                                                                   Развитие личности школьника имеет подражательный характер ,а человеческая личность развивается в деятельности (всестороннее развитие природных задатков человека происходит только в процессе ее жизнедеятельности), под влиянием среды (условия жизни, ближнее окружение, средства массовой информации, улица, школьный коллектив, оказывают ощутимое влияние на развитие личности школьника) Это развитие происходит как результат влияния на все стороны человеческой психики (на уроке, воспитательном занятии должны быть задействованы мышление, внимание, память, воображение, эмоционально-чувственная сфера) Новые черты личности требуют нового отношения к ней (учет в воспитании  не только возрастных особенностей учащихся, но и ежедневное его обогащения знаниями , ведь каждый следующий день она иная, чем вчера.

Личностное формирование начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы гуманности и нравственности: формируются первоначальные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки поведения.

Стержнем гуманной педагогики является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания ,методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации гуманных отношений детей. Для гуманной педагогики важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только по указанию  учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего послушанию. Не следует давать детям готовые решения. Это влечет за собой отрыв от жизни. Поэтому надо предусматривать ситуации, в которых  ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Такие условия сплошь и рядом сами складываются в жизни, их можно создавать и в игре , учении, труде. Накапливая собственный опыт, ребенок может ошибиться, неправильно поступить. Учитель должен помочь осознать и пережить ошибочность.      Одним из показателей  эффективности системы должно быть гуманистическое развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.     Следует помнить о том, что на гуманном развитии школьников отрицательно сказывается чрезмерное увлечение баллами, соревнованиями за первое место, наказаниями и поощрениями. Злоупотребление такими стимулами вносят разлад в коллектив класса, может приводить к ссорами между детьми.

В воспитании младших школьников определяющее  значение имеет личный пример учителя, его отношение к  детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.

Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника  можно хвалить или осуждать за его поступок , но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность,  в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на школьника. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных  условиях и ситуациях. Привычки , сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. В воспитательной работе важно и содержание материала,  и  тон  разговора,  и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения.  Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным  достоянием лишь   тогда,   когда   «мудрость   воспитателя   привлекает,   одухотворяет воспитанников  цельностью,  красотой  идейно-жизненных  взглядов,  морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если  они  не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают  того,  кто пытается  выдать  темное  за  светлое,  прикрыть  мрачное  темными  словами.

Одна из важнейших составляющих процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по - настоящему гармоничной личности. Сегодня патриотическое воспитание - это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:                          Развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;                               Расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;                                                                         Изучение живой национальной культуры, народного искусства;                                                    Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ .

Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.Младший школьный возраст наиболее восприимчивый период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.Основным средством для воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание основывается на такие уровни воспитания:                                                             Я                                                                                                                                                                                             Моя семья                                                                                                                                                                                    Моя школа                                                                                                                                                                           Мой край                                                                                                                                                                                 Мое Отечество

В этой проблеме работают все: учащиеся, родители и классный руководитель. Знакомство с семьей начинается с истории создания семьи, где каждая семья составила буклеты о своей семье. Эта работа продолжается на уроках окружающего мира, где дети познакомились с родословной своей семьи, семейными традициями, на уроках литературного чтения составляли рассказы о профессиях родителей. В классе проводятся семейные праздники день бабушек, день отцов, день мам, спортивные соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья", выходы на природу с родителями.

Особое место занимает работа по воспитанию уважения и любви к старшему поколению. Это великий праздник Дня Одна из форм работы патриотического воспитания является шефская работа над ветераном войны и труда Романова Михаила Алексеевича. Посещаем с ребятами ее по праздникам, готовим праздничные открытки и подарки.                                Любовь к своей школе начинается с урока - знакомства, дети узнают о школе и осознают, что они стали учениками. Наш класс каждый год участвует на спортивных соревнованиях "Зарничка " и занимает призовые места. Мы участвуем и успешно выступаем в проводимых конкурсах и акциях, об этом говорят наши грамоты.

Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Через совместную работу мы помогаем гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной. Знакомясь  с историческими памятниками, совершая экскурсии по городу, в музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Проводимые классные часы знакомят с символикой страны, с традициями народов. Привлекаются учащиеся в проведении классных часов, этому позволяют информационные технологии, использование мультимедийных  дисков, создание презентаций. Традиционные выходы на природу воспитывают у детей любовь к родному краю и людям, получают представления об образе жизни народов РФ , знакомятся с растительным и животным миром, с историей и современностью своего родного края.

Деятельность учителя направлена на формирование личности растущего человека. Результаты её находят отражение в облике воспитанника, в чертах его личности, в характере и поведении. Полноценное развитие личности осуществляется при условии, если воспитание наиболее полно отражает требования общества, определяющие цель воспитания.

 

Использованная литература:

1.  Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.                                                                             2. Шматкова Т. Я. Воспитание патриотических чувств – основа формирования личности  http://festival.1september.ru/articles/604846/ 

3.http://uchi.ucoz.ru/publ/klassnye_chasy/statja_1_2_3_4_klass_po_teme_razvitie_formirovanie_i_vospitanie_lichnosti/1-1-0-10065  Развитие, формирование и воспитание личности

Категория: Мои статьи | Добавил: мАмБ (10.01.2015)
Просмотров: 2729 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz