Суббота
18.05.2024
19:24
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [18]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе.

Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе.

Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. . Одним из вариантов  успешной адаптации выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умения учиться. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности, сколько обучение его умениям проектирования: постановки проблемы, определению цели, организации и планировании деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. Проектная деятельность в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей.                                                                                                                     Метод проектов – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной цели – решения определённой проблемы, оформленной в виде некого конечного продукта (поделка, опыт, реферат, презентация, защита, спектакль и т. п.) Иначе говоря, под словом проект понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Как правило, в начальной школе инициатором проекта бывает учитель. Способы решения проблем во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели: общепринятые и общеизвестные, нестандартные и альтернативные. Затем сделать свой выбор, оценив эффективность каждого способа.                                                                                                  1.Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она не казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлечённым в очередное скучное мероприятие.                                       2. Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребёнка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки. Надо подвести ребёнка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.                                                                                                                                  3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами разбираетесь лучше. Чувствуете себя сильнее. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам.                                                                                                                                            4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности. Необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.                                                                                                         5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. целеустремлённо работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.                 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для её решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.                                                                                                           7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Её отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождает «пустословие». Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.                                                                                                                                         8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. 

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной её организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика, родителя. Учитель несёт на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребёнок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. При работе над проектом наиболее правильным направлением считается образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители. Такая организация хороша тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребёнка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения. Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. 
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:                                                   расширять кругозор в интересующих их областях знаний;                                                         находить источники информации;                                                                                             извлекать информацию, относящуюся к теме;                                                                        планировать работу над проектом;                                                                                        сотрудничать друг с другом при выполнении работы;                                                                                   доводить начатое дело до конца (план работы над проектом в тетрадях и учебниках)                                                                                                                                 Для того чтобы каждый ребёнок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:                                                                                                видом деятельности (изготовление поделок и создание др. творческих работ, подготовка и проведение мероприятий, проведение исследований)                                                           количеством участников (индивидуальная деятельность, коллективная деятельность)                  продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев)                                      количеством этапов                                                                                                                         набором и иерархией ролей                                                                                                                         необходимостью привлечения взрослых                                                                          Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители и гости. 

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности. А значит, берёт на себя ответственность за производимое действие. 

Содержание обучения проектной деятельности способствует обеспечению:                                                                                      Возможности освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; возможности применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;  возможности развития интересов к различным наукам, школьным.                                                                                                                                       В первом классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности не провожу. Пропедевтическую работу веду  следующими средствами:                                                          - проблемным, частично-поисковым обучением под моим руководством;                                                            - уроком-исследованием (В начале года постановку проблемы осуществляю сама, а поиск решения осуществляют учащиеся по моим наводящим вопросам; далее ставится проблема, которая по возможности, осуществляется самостоятельно с некоторой помощью с моей стороны; предположение, поиск решений максимально самостоятельно; выводы делаются под моим руководством)                                                                                                                                            - кратковременные исследования, наблюдения с описаниями проводятся под моим руководством. (Плакат «Подкормите птиц зимой»)                                                                                                                                                                      В первом классе на уроках включаю задания, направленные на овладение обще логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение)                                                                                                                         Со второго класса провожу специальные занятия по проектно-исследовательской деятельности. Наличие занятий позволило мне целенаправленно формировать проектно-исследовательские умения у учащихся. Работу осуществляю поэтапно:                                                                                                                                                                 1) знакомлю учащихся с теоретическими понятиями проектно-исследовательской деятельности. (Проблема, идея, тема, цель, сбор информации, защита(презентация проекта)                                                                                   2) осуществляю коллективные проектные исследования по различным темам. Например, на уроке окружающего мира, я подвожу учащихся к теме проектного исследования «Лекарственные растения на подоконнике». Ставлю цель: организовать поиск сведений, связанных с разными видами лекарственных растений. Учащиеся определяют задачи проектного исследования: найти информацию о лекарственных растениях; выявить отношение сверстников к своему здоровью; собрать информацию о целебных свойствах растений; провести эксперимент  целебных свойств алоэ при лечении насморка.                                              3) продолжаю работу по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.                                                                                                                                                4) на занятиях предлагаю задания, направленные на выявление различных свойств действий предметов, сравнение предметов, логические задачи. Провожу работу по обучению приемам наблюдения и описания.                                                                                                                                                                                 5) на уроках русского языка использую проблемные и поисковые методы, на которых происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями (исследование, анализ) о методах проектно-исследовательской работы.                                                                                                                                         6) осуществляю подготовку самостоятельного, долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследования проводятся под моим руководством, затем с помощью родителей. В третьем классе:                                                                                                             На теоретических и практических занятиях по проектно-исследовательской деятельности (один раз в неделю). Учащиеся продолжают знакомиться с теорией проектного исследования, структурой, методами проектного исследования. На уроках использую игровые методы: путешествия, сказочный материал.                                                                                     Осуществляю самостоятельное, долговременное исследование. (Учащиеся  предлагают проблему, самостоятельно ищут информацию, выделяют главное, формулируют определения, ставят простейшие опыты, наблюдения, доклады, опросы, анкетирование).                                      Ход проектных исследования обсуждаем на занятиях, я оказываю консультативную  помощь. В четвертом классе на уроках проектно-исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Учащиеся способны самостоятельно осуществлять проектно-исследовательскую работу по выбранной теме. Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей проектно- исследовательской деятельности при помощи Microsoft Word (создание таблиц, списков) Microsoft Excel, презентаций Power Point. Ищут информацию в сети Интернет.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. 
  Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Использованная литература:

1. Ибрагимова И. В. «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как способ формирования учебных и социальных компетенций» Ордынское 2010                                                                                                                                 2. «Начальная школа» № 10 2006 год,                                                                                               3.«Начальная школа» №4 2005г, №1,2007г

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: мАмБ (11.01.2015)
Просмотров: 541 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz