Суббота
18.05.2024
20:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [18]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Исследовательская работа в начальной школе.

В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение методами учебно-исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.                              Исследовательское обучение – это система приемов, методов и форм обучения, моделирующих основные этапы исследовательского процесса: постановку проблемы, сбор материала, сравнение существующих методов анализа, собственно анализ материала, обобщение, презентацию материала.                                                                                            Цель исследовательского обучения – развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков синтеза новой информации на основе анализа первоисточников. В исследовательском обучении акцент переносится с приобретения знаний на развитие личности и мышления.     Исследовательское обучение реализуется не в содержании обучения, а в особых способах обучения – методах, приемах и формах, которые имеют основу в проблемном обучении, т.е. учащиеся, сталкиваясь с противоречиями научного знания, учатся способам их решения.

Методы:

1. Проблемная беседа:

Метод изложения материала, при котором монолог учителя перемежается с

дискуссиями, спровоцированными его проблемными вопросами.

Технология:

- объяснение материала в форме диалога по заранее продуманным проблемным

вопросам

- на каждый проблемный вопрос учащиеся высказывают самые разные идеи и

гипотезы, поощряется дополнение ответа товарища

- совместный анализ предложенных гипотез, выделение 2-3 самых верных и

существенных

- авторам предлагается их аргументировать, аудитория либо находит слабое место в аргументации, либо приходит к выводу о верности утверждения

- в заключение учитель предлагает терминологически точную формулировку

суждения

2. Эвристическая (поисковая) беседа:

Система логически связанных вопросов учителя и ответов учащихся, в результате

которых учащиеся синтезируют новые для себя знания.

Технология:

- учитель представляет цепочку аналитических вопросов, разбивающих учебную

проблему на серию мелких проблем, доступных осмыслению учащимися

- фиксирование результатов решения этих мелких проблем, их логическое

объединение для выстраивания нового знания – решения первичной учебной проблемы.

Задача вопрошающего – не сообщать знания, а помочь учащимся открыть для себя и вербализировать знание, выйти на новый уровень обобщения. Полезными для развития логики мышления являются расшифровка и составление криптограмм, лабиринтов, упражнения на сравнение или противопоставление. Важно выделение в массе учебной информации смысловых элементов, решение нестандартных задач, составление логических цепочек и др. Решение парадоксов и нешаблонных задач развивает способность к нестандартному мышлению.

3. Учебное исследование .

Технология:

- осознание учащимися поставленной проблемы

- самостоятельное продумывание плана поиска, построение гипотезы, обдумывание способов ее проверки

- проведение наблюдения, опытов, фиксация фактов

- сравнение, классификация, обобщение фактов, доказательства, выводы__    Индивидуальные и групповые учебные исследования – высшая ступень

исследовательского обучения.

Приемы исследовательского обучения:

1. Проблемный вопрос : провоцирует противоречивые суждения учащихся, на

основании которых разворачивается дискуссия. Провокационный вопрос,

создающий ситуацию неожиданности, конфликта, несоответствия.

2. Исследовательское задание : рассчитано на индивидуальное или групповое

выполнение, моделирует исследовательскую деятельность, но не обязательно

включает все ее этапы (например, сбор материала или анализ данных, др.)

Естественно, что обучение предмету не может строиться на исследовательских

заданиях исключительно, необходимы задания и на закрепление полученных знаний.

Формы исследовательского обучения:

1. Проблемная лекция : информация по большей части исходит от преподавателя, он сам раскрывает суть учебной проблемы, но аудитория (если не слишком большая) может участвовать в формулировании проблемы и поисках ее решения.

2. Проблемный семинар : предварительно учащиеся самостоятельно прорабатывают источники и выявляют противоречие по заданной проблеме. На занятии сообщения учащихся выстраиваются в форме дискуссии, в ходе которой уточняется проблема и предлагаются пути ее решения, возможно несколько вариантов.

3. Урок с элементами исследовательской деятельности . Такие элементы , как

дискуссия, спровоцированная проблемным вопросом, или исследовательское

задание уместны, когда они предшествуют объяснению нового материала или

заменяют собой этот этап урока.

4. Конференция

5. Экскурсия с проблемно-исследовательским компонентом – как и урок, может

содержать проблемные вопросы или даже исследовательские задания; фрагменты экскурсии могут строиться как проблемная или эвристическая беседа.

6. Лабораторная работа : постановка эксперимента.

7. Полевое занятие – строится как обсуждение только что собранного материала и его первичный анализ, в ходе которого может выявиться проблема, пригодная для проведения по ней дальнейшего комплексного исследования. Полевые занятия возможны в условиях экспедиционного выезда как для естественнонаучного направления, так и гуманитарного.

Это лишь основные и наиболее характерные для исследовательского обучения методы, приемы и формы. Они могут комбинироваться с иными традиционными или инновационными формами, методами и приемами обучения. Но важно, чтобы

исследовательская деятельность не разрушала систематичности того или иного курса.

Поэтому усвоение действий, составляющих исследовательскую деятельность, будет одним из наиболее ценных, но не единственным результатом обучения.

 

В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.                                                                                                                                 Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

 Задачи:

 - обучение проведению учебных исследований младших школьников

- развитие творческой исследовательской активности детей

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

       В своей работе я приучаю учеников к самому слову "исследование”, "исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

        Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Выбор темы.

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Подготовка к защите и защита работы.

        Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Им предоставляется возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. Работа по программе "Школа России.”предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, математики  С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь "подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

       Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

         Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в "помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. "Послушай, Ваня, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

           Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

       Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента. 

Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках.На классном часе я рассказала детям историю своего имени. Это их заинтересовало.  Всем стало интересно узнать о своем имени. Почему их так назвали7 Перед работой мы наметили план исследований, определили цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий). Результат работы оказался просто замечательным, ребята узнали друг о друге много нового, стали дружнее, появились новые интересы. На уроке литературного чтения был создан проект "Мой любимый журнал”. Каждый ученик выбрал для себя и принес на урок детский познавательный журнал из периодической печати и проводил исследование по плану.

Год создания. Авторы – создатели журнала.

Как выглядел журнал в разное время.

Сколько лет издается, как часто выходит.

Сколько страниц.

Главный редактор, художник.

Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.

Какие разделы включает. Дать характеристику.

Есть ли постоянные авторы. Что ты о них знаешь.

Как сотрудники журнала ведут работу с читателем.

Любимая рубрика.

Как ты узнал об этом журнале.

Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. Создай свою страничку.

     Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,

б) описание,

в) характеристика,

г) сравнение,

д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

   Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы. 

Т.о. исследовательская деятельность помогает повысить интерес к обучению, развивает  умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирует навыки синтеза новой информации на основе анализа первоисточников.

 

Используемая литература:

1. Аркадьева А.В.» Исследовательская деятельность младших школьников» Начальная школа плюс до и после № 2 2005 г.                                                                                                        2. Рекомендации учителям, внедряющим исследовательский подход в обучении ( методы, приемы, формы познавательного обучения) М.2010г.

 

anguagR�-S g ؿl a.ucoz.ru/publ/sovremennye_tekhnologii_organizacii_vospitatelnoj_raboty_v_shkole_v_klasse/1-1-0-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: мАмБ (10.01.2015)
Просмотров: 2525 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz