Суббота
18.05.2024
20:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [18]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Детям младшего школьного возраста прису­ща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваи­вают новые слова и речевые обороты. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предраспо­ложенность к языку, сочетание благоприятных внутренних ус­ловий для полноценного становления речи — явление времен­ное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то ее раз­витие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирую­щим фактором в начальном усвоении речи.

Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим, чтобы все ученики усвоили учебный материал? В поисках решения этой проблемы я стала использовать методику Бакулиной Г.А.. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач. Методика способствует комплексному развитию интеллектуальных особенностей учащихся младших классов на уроках русского языка, повышает речевую активность. Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Используя традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов, но применяя методику комплексного интеллектуального развития на уроках русского языка, ожидаю следующие результаты: 
– развитие психических процессов (памяти, мышления); 
– развитие речи, внимания, интереса к предмету; 
– развитие общеучебных навыков; 
– улучшение успеваемости по предмету; 
– 100% уровень обученности по русскому языку. 
Изменения в организации процесса обучения русскому языку связаны с реализацией ряда принципов проведения уроков. Наряду с общепринятыми принципами будем использовать принципы: 
– принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка; 
– принцип действенного подхода к обучению; 
– принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения. 
Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. 
Данная методика вносит определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. Это введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов; включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с понятиями и терминами. Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность для развития речевых способностей учащихся. 
Новым элементом является то, что в структуру урока вводится мобилизующий этап урока. 
Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребенка в работу. В его содержание входят две группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты урока и призваны совершенствовать мышление ребенка. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. Например: При изучении темы: «Склонение имен прилагательных в единственном числе» . На доске запись: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. Учащимся надо определить, что объединяет эти слова и сказать о склонении какой части речи будет идти речь на уроке. (Все слова - прилагательные в единственном числе. Значит тема урока «Склонение им. прилагательных в единственном числе».

Виды упражнений мобилизирующего этапа 
Упражнений по развитию наглядно-действенного мышления 
1. Например, упражнение с 3 перестановками. 
Ы Н У У Н Ы 
Учащиеся переставляют карточки, сопровождая свои действия рассказом. Далее учащиеся формулируют тему урока: «Сравните буквы, найдите среди них лишнюю». 
Упражнения на развитие словесно-логического мышления. 
1. Тема: «Первое склонение прилагательных». 
М-рков- к-ртофел- п-м-дор 
М-ряк л-сник п-сател- 
Сн-гир- -рел грач- 
Бабушка -тец доч- 
Учащимся надо прочитать слова. Написать, группируя по орфограммам, вставляя пропущенные буквы. Найти общее в словах Определить среди этих слов лишнее и определить склонению каких существительных будет посвящена тема. 
2. . Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе» 
На доске запись: Пекин, Лондон - ? (столичные города) 
соловей, канарейка -? (певчие птицы) 
добрый, честный - ? (положительные качества человека) 
К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке.
3. Тема: «Правописание местоимений с предлогами». На доске: (без) ракеты, () фамилией, (ля) него, (без)тебя, (с) ней, (к) городу), (для) победы), (к ) нему. 
Прочитайте, разделите слова на возможное количество групп с объяснением. Назовите орфограммы. Найти неизвестную орфограмму и сформулировать тему урока. 
4. Тема: «Спряжение глаголов». На доске: С-диш-, св-тлееш-, кр-чиш-, вл-заеш-, зам-чаеш-, ч-рнееш-. 
Прочитать, найти общее Раздели на группы по двум признакам одновременно. На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке? 
5. Тема: «Правописание не с глаголом» На доске пословицы: Дело лени (не ) любит. Ласковым словом и камень растопишь. Лень добра (не) делает. 
Прочитать, объединить две по 4 признакам. Установить к какой части речи относится частица не. Сформулируйте тему урока. 
6. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» На доске: любимый город, нов—школа, широк—поле, старш—брат, больш—окно, высок—стена. 
Определить общее, назвать словосочетания, в которых нет прилагательных среднего и женского рода; найти словосочетания, в которых нет прилагательных женского и мужского рода; найти словосочетания в которых нет прилагательных мужского и среднего рода. Назовите общий грамматический признак прилагательных последней группы и имеющуюся орфограмму. Сформулируйте тему урока. 
            Тесно связан с мобилизующим этапом урока следующий обязательный этап урока - формулирование учащимися темы и цели урока. 
Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяют две части: 
1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания; 
2) составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов. 
Приёмы определения буквы, предназначенной для письма: 
– самостоятельное определение буквы; 
– неполный фонетический разбор; 
– введение дополнительных поисковых объектов; 
– элементы шифра и кода; 
– самостоятельное определения задания; 
– различные виды разбора в нетрадиционной форме. Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности. Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки для чистописания. Подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности, их лингвистических значений и умений. 

Виды упражнений минутки чистописания 
1. Рассмотрите данное изображение. Какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается чаще других. Сколько раз она изображена. 
Р Я У Х Б 
О Х 
Р М В Г Р 
НР 
2. Упражнения, направленные на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Ряд букв: т, п, к, е, н. Какую букву будем писать? Объясните, почему? 
3. Упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Расшифруем данную запись и определим букву. 
5 3 1 
Д В ? (А) 
4. Упражнения, направленные на развитие речи, умение сравнивать, сопоставлять и находить общее в частых лингвистических явлениях, абстрагировать 
Б О Р Т 
З У Б Р 
О Б О З 
Б О Р Щ 
5. С помощью этой буквы образуются все слова данной схемы 
К 
Т М Л Н К Д 
6. Через подбор синонимов или к словам: доктор – врач, рев - … (плач), зов - … (клич), ураган - … (смерч). 
Вторая часть подготовительного этапа Например, / а //а///а….(закономерность: строчная а чередуется с наклонными прямыми, которые увеличиваются на одну), ра, рб, рв, рг…. (закономерность: строчная р чередуется с буквами алфавита), обл, лбо, обл, лбо… (закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л, которые в звене цепочки меняются местами). 

1 класс:                                                                                                                                                     Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав следующую запись:                                                                                                                                                    5                      3                    1                                                                                              Д                     В                    ?                                                                                                                            ( Запись можно расшифровать следующим образом. Буква Д в алфавите пятая по счёту, буква В – третья, значит первая – А. Сегодня мы будем писать букву а.)                                Определите последовательность букв в данном ряду:                                                                                    Ааб   Аав    Ааг   Аа…                                                                                                                                                                      ( Заглавная А, строчная а чередуются с согласными буквами алфавита.)                                            2 класс:                                                                                                                                                               Совмещение нахождения буквы, предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором. На доске слова: нос, лак, лён.: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать сегодня. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Учащиеся должны дать полный аргументированный ответ на два поставленных вопроса, не нарушая их последовательности и одновременно характеризуя предстоящие учебные действия, примерно следующим образом: «Сегодня мы будем писать во время минутки чистописания букву л. Она находится в слове лён, где обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук (Л”)».                                                                                                             От урока к уроку задания первого варианта усложняются за счёт увеличения в них количества исходных слов, что позволяет целенаправленно и стабильно развивать объём и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитическое мышление. Например, учитель пишет на доске пять слов: енот, ёлка, маяк, льёт, мёд. Даёт задание: «Определите букву, которую будем писать сегодня. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове она находится?».                                                                                                                                Второй, более сложный вариант, предполагает совмещение поиска с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, учитель пишет на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Формулирует задание: «Определите букву, которую будем писать на минутке правописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?».           Третий вариант – использование в той или иной форме в процессе поиска буквы элементов шифра, кодирования и т.д. Например, учитель пишет на доске слова: берёза, песок, глаз, суббота, беда, пальто, лес, собака, работа. Окно и шифр к ним 1-4-1. Предлагает детям задание: «Расшифруйте данные цифры, используя только те слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имен существительных. Если вы правильно сгруппируете слова в соответствии с шифром, то в каждом слове второй группы найдёте искомую букву. Какая это буква? В каких словах встречается? Ответ учащихся: «Сегодня мы будем писать согласную букву б. Она есть во всех словах второй группы, которую составляют существительные женского рода: берёза, суббота, собака, работа. К первой группе относится существительное мужского рода: песок, к третьей – существительное среднего рода: пальто. Отсюда шифр: 1-4-1».                                                                                                                Четвёртый вариант обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. На доске запись:                      Большой – маленький                                                                                                                           Сухой - ?                                                                                                                                      Война - ?                                                                                                                                 Глубокий - ?                                                                                                                               Старый - ?                                                                                                                                 Гладить - ?                                                                                                                               Твёрдый - ?                                                                                                                                      «Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую  букву мы будем писать на минутке чистописания. « Возможный ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву М:                                                                                                                                              Большой – маленький                                                                                                                          Старый – молодой                                                                                                                                Сухой – мокрый                                                                                                                                Гладить – мять                                                                                                                                        Война – мир                                                                                                                                      Твёрдый – мягкий                                                                                                                           Глубокий – мелкий                                                                                                                             Значит, мы сегодня будем писать букву М».                                                                   Постепенно минутка чистописания становится  универсальной структурной частью урока. Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слова по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта, и всё это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного процесса.                                                           Обязательным структурным этапом урока является словарно-орфографическая работа, которая тоже основывается на активном и сознательном участии школьников в определении нового “трудного” слова. 
В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей: 
– представление учащимися нового словарного слова; 
– выявление его лексического значения; 
– этимологическая справка; 
– освоение написания слова; 
– введение нового словарного слова в активный словарь детей. 
Для определения слова используются следующие приёмы: 
– поиск слова на основе точных установок учителя; 
– уменьшение количества конкретных указаний учителя; 
– полное отсутствие указаний учителя; 
– применение шрифта и кода; 
– различные виды разборов; 
– развитие оперативной памяти; 
– определение смысловой связи; 
– Выделение закономерностей слова; 
– Связь между темами; 
– Использование заданий по другим дисциплинам.                                                                         Виды упражнений для словарно-орфографической работы 
1. Для определения нового слова надо расположить прямоугольники в порядке увеличения точек. 
2. В учебный процесс вводятся упражнения, предусматривающие полное отсутствие указаний. Например, КМООРЛООВКАО 
3. Два слова зашифрованы с помощью чисел. 
1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. ( капуста) 
2 слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. (картофель) 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 
А г к о р у ф ь л е п с т 
4. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и узнаете слово.ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (береза). 
5. Прочитайте: выд-вить, охр-нять, б-лезнь, кр-ситель, зн-чение, мн-жать, аб-жур, сл-мался, л-кает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная буква а, и вы узнаете слово с которым мы познакомимся. (вокзал) . Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова. Если позволяет новая тема и учебный материал, вводятся два слова одновременно. В этом случае ознакомление с лексическим значением слов осуществляется на фоне сравнения двух предметов. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова, изменяет методику ознакомления учащихся с написанием нового слова. Дети самостоятельно находят его в орфографическом словаре, записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчёркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной деятельности.                                                                                                       Каждое новое слово дети находят в занимательных заданиях, например в змейке слогов, в пятиконечной звезде, в таблице слогов, в загадках и т. д.

ка

за

ра

ва

на

па

мо

са

по

ги

ло

ли

ми

пи

ди

ри

ги

фи

 

               Два братца не могут расстаться;

                Утром в дорогу, ночью к порогу.

                                                       (сапоги)

         Сапоги – слово древнерусское. У ученых нет единого мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова соп – печная труба, так как сапоги напоминают её по форме; другие – что от слова «сапати», т. е. сопеть, скрипеть, т.к. при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая точка зрения считается более убедительной.

 У.- Произнесите слово «сапоги» по слогам, определите ударный.

Д. – Ударный слог третий.

У. – Найдите сапоги в орфографическом словарике, запишите его в тетрадь, поставьте ударениеподчеркните безударные гласные.

     Слева написаны фразеологические обороты со словом «сапоги», справа – значения данных оборотов, но не по порядку. Соотнесите обороты с их значениями:

1. Сапоги каши просят.                                      1. Похожие люди, особенно по недостаткам.

2. Быть под сапогом.                                          2. Чепуха, бессмыслица.

3. Лизать сапоги.                                                 3. Быть в полном подчинении у кого-либо.

4. Сапоги всмятку.                                              4. Заискивать, угодничать, унижаться.

5. Два сапога пара.                                            5. Продырявились, износились, требуют ремонта.

6. Стлаться под сапог.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: мАмБ (10.01.2015)
Просмотров: 913 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz