Суббота
18.05.2024
20:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [18]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Первым шагом для реализации ФГОС НОО  являются:

- курсы повышения квалификации: С целью методической подготовки по проблеме ФГОС;

- детальное изучение  документов, регламентирующих деятельность ФГОС. 

- составление рабочих программ, которые отвечают требованиям ФГОС.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

            В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.                                                                                  Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы: Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

Приобретение знаний о способе выполнения действия.                                                                      Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.                                                                  Контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Главная цель  педагогической деятельности – это формирование личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия.                                                                                                                                                                               Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности  организации своей деятельности?                                                                                 Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.                                                                                                                                                          Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и  оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования,  быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. 

Второе условие для успешного формирования УУД – включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).                                                                           Как же это делать?                                                                                                                                          -  не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а   организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;                                                                                       - учитываю возрастные психологические особенности развития детей;                                                     -  создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;                                       -  формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;                                                                                                           -  создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;                                                                           -  предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.                                                                                                                  Способы реализации                                                                                                                                                                - Технология проблемного диалога , которая базируется  на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики  в ходе специально организованного учителем диалога. В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии деятельностного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам. У меня идёт неустанный творческий поиск, я моделирую урок, учитывая  все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество. Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Использование элементов технологии адаптивного обучения  позволяет мне варьировать обучение, осваивать  новые структуры урока, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль .Также эффективный метод формирования УУД - групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:                                                                         полное внимание к однокласснику;                                                                                                     -  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;                                                                                              - терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».                                                                                Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. — привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать — т.е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» - Применение  ИКТ  позволяет сделать процесс обучения  для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.                 Третье  условие для успешного формирования УУД – диагностика.

В своем классе я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД.                                                                                                                                                               Виды заданий:                                                                                                                                                                          Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:                                                                                                                                                                                   -     участие в проектах;                                                                                                                                                          -   подведение итогов урока;                                                                                                                -   творческие задания;                                                                                                                            -   самооценка события, происшествия;                                                                                                                  -   дневники достижений;                                                                                                                                        Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

-         "найди отличия" (можно задать их количество);

-         "на что похоже?";

-         поиск лишнего;

-         "лабиринты";

-         упорядочивание;

-         "цепочки";

-         хитроумные решения;

-         составление схем-опор;

-         работа с разного вида таблицами;

-         составление и распознавание диаграмм;

-         работа со словарями;

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

-         "преднамеренные ошибки";

-         поиск информации в предложенных источниках;

-         взаимоконтроль;

-         "ищу ошибки"

-         контрольный опрос на определенную проблему.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         составь задание партнеру;

-         отзыв на работу товарища;

-         групповая работа по составлению кроссворда;

-         "отгадай, о ком говорим";

-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-         "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание... Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости "рассказывать самому себе".

Как же я формирую УУД на основных предметах?

Математика (УУД)

          

  • В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические,
  •  а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.
  • Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
  • В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.
  • Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Например: «На рисунке изображены четыре одинаковые коробки с цветными карандашами. Одна коробка раскрыта, и видно количество находящихся в ней карандашей. Необходимо по рисунку составить задачу, которая решается с помощью умножения».

Русский язык (УУД)                                                                                                                          Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий

 - замещения (например, звука буквой),

 - моделирования (например, состава слова путем составления схемы)

 - преобразования модели (видоизменения слова).                                                                                    На уроках русского языка используются типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий:                                                                                               – «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о звуках ».. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».Коммуникативные навыки я развиваю и средствами ИКТ. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах развивают коммуникативные навыки.                                                                                                                                     Литературное чтение (УУД)

Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

  • смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
  • самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

  • умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
  • умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
  • умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроках необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:                                                                                                                        1. «Рассказ от первого лица»;                                                                                                                                    2. «Сказка в заданном ключе»( сочинить новую сказку с созданием к ней электронных рисунков.)                                                                                                                                                     3. «Изменение сказочной развязки»:– придумать другое окончание сказки, рассказа.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания. Учебный предмет «литературное чтение» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий:                                                                                                              1) слушание, чтение (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;                                                  2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);                                                                                                                                 3) устное словесное рисование;4) творческий пересказ текста от лица разных героев – персонажей; Основными образовательными технологиями деятельностного типа являются: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений. 
Технология проблемного диалога позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Учащиеся ставят и решают проблемы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. 
Поиск решения – это открытие и формулирование нового знания. Слово «диалог» в названии технологии подразумевает, что постановку проблемы и поиск решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Сначала учитель помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему или вопрос для исследования, вызывая у учащихся интерес к новому материалу, формируя регулятивные УУД. Затем посредством диалога, учитывая разные мнения, учитель организует поиск решения, «открытие» нового знания, формируя коммуникативные УУД. 
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учащихся затруднение. Это могут быть противоречивые факты, разные точки зрения, столкновение разных мнений учащихся, а также противоречие между житейским представлением ученика и научным фактом. 
При побуждающем диалоге возможно появление неточных или неверных формулировок учебной проблемы. Нельзя реагировать на них отрицательной оценкой, нужно побуждать репликами: «Кто думает иначе? Кто еще хочет высказаться?» 
Подводящий к теме диалог. Он не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые пошагово приводят учащихся к формулированию темы урока. Все звенья этой цепочки опираются на уже пройденный материал, а последнее (обобщающее) позволит учащимся сформулировать тему урока. 
Сообщение темы с мотивирующим приемом. При этом учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес применением «яркого пятна», захватывающего внимание обучающихся: сказка, легенда, случай из жизни, эксперимент и т.д. 
Таким образом, технология проблемно – диалогического обучения способствует развитию самостоятельности учащихся, активизирует их творческую и познавательную деятельность, формирует универсальные учебные действия. 
Технология продуктивного чтения ориентирована на формирование типа правильной читательской деятельности и включает в себя три этапа работы с текстом.                                     1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Учащиеся определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев по названию произведения, по имени автора, по ключевым словам, по иллюстрации.                                                                                                                                          2. Работа в процессе чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение – слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста и возрастом учащихся. С помощью беседы происходит выявление первичного восприятия текста. Выявляются совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием прочитанного текста. Затем весь текст или отдельные его фрагменты медленно, вдумчиво перечитывается. Проводится анализ текста ( прием комментированного чтения, диалог с автором через текст, беседа по содержанию прочитанного, выделение ключевых слов, постановка уточняющих вопросов к каждой смысловой части текста, выразительное чтение и т.д.)                                                                     3. Работа с текстом после чтения. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Постановка проблемного вопроса к тексту в целом, помогающего понять замысел автора, « спрятанный между строк». Знакомство с писателем. Работа с дополнительными источниками, заглавием, иллюстрациями, со средствами выразительности (эпитеты, метафоры, образные выражения, олицетворения, сравнения). Здесь же рассматривается стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанр произведения. На этом этапе учащиеся могут выполнять задания творческого характера. Технология продуктивного чтения обеспечивает формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД. А в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения – личностные образовательные результаты. 
Технология оценивания направлена на развитие контрольно – оценочной самостоятельности учащихся. Какие же образовательные результаты обеспечивает технология оценивания? 

1.      Регулятивные: умение определять, достигнут ли результат деятельности. 

2.      Коммуникативные: умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. 

3.      Познавательные: умение логически обосновывать свои выводы.                                                                    4. Личностные: толерантное отношение к иным решениям.                                                               С целью развития интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников, приобретения ими социального опыта, созданию условий максимально раскрывающих эти способности учащихся через организацию внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями являются:

· Спортивно-оздоровительная деятельность

· Художественно – эстетическая деятельность

· Научно – познавательная деятельность

· Военно-патриотическая деятельность

· Общественно-полезная деятельность

· Проектная деятельность

Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.                      К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.                     Для осуществления внеурочной деятельности нужно провести:

  • Исследование  по выявлению интересов и склонностей учащихся (пожелания родителей, анализ интересов учащихся);
  • Общешкольная  программа внеурочной деятельности (определена совокупность образовательных программ разных типов, составлен учебный план внеурочной деятельности);
  • Программы  внеурочной деятельности классных руководителей;  .
  • Расписание внеурочной деятельности.

При такой организации учебно-воспитательного процесса у детей закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в  обществе. Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеурочных  занятий.

 

 

Андриянова Е.В.» Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД»
Жаркова С.И. «Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности»                         Пономарева О. В. «Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» М.2010г

 

Категория: Мои статьи | Добавил: мАмБ (10.01.2015)
Просмотров: 3409 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz