Четверг
25.04.2024
13:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [47]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Внеклассное занятие по литературному чтению
[ Скачать с сервера (820.5 Kb) ] 12.01.2016, 18:11

Тема занятия : « В мире рассказов Е.Пермяка»

Цель занятия: понимание и объяснение нравственно-этических правил поведения героев произведения и обогащение  нравственного опыта.

Задачи:                                                                                                                                                               познакомить с жизнью и творчеством детского писателя Е.Пермяка;                                                            развивать речь детей, расширять их словарный запас, развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли;                                                                                                                                   учить высказывать своё отношение к героям рассказа;                                                                        учить  эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;                                                                                                      воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, терпение, уважение к старшим.

Будут сформированы УУД:

Результаты:

предметные – умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение участвовать в обсуждении, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

личностные - наличие мотивации к творческому труду, готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

метапредметные - Овладение навыками составлять тексты в устной и письменной формах. Готовность осознанию строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование: презентация, выставка книг Е.Пермяка, карточки,  карточки с пословицами.

Ход занятия.

I. Организационный момент.                                                                                                                         Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,                                                                                                            Доброе утро улыбчивым лицам.                                                                                                                                   Доброе утро вам , дети..

II. Определение темы и целей занятия.

1. Определить, чей портрет. Назвать писателя.

В.Осеева, Н.Носов, В. Сутеев, В. Драгунский, Е.Пермяк.                                                               Что объединяет этих людей? ( Все они пишут про детей)

Какой портрет вам незнаком?

Имя этого человека мы узнаем, разгадав кроссворд.

2. Разгадывание кроссворда.

 

 

 

 

 

 

6

5

 

2

 

 

 

3

 

 

1

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Его фамилия стала названием моста.
  2. Мальчик, сделавший чужую калитку своей.
  3. Его рыбка придала вкус всей ухе.
  4. Мальчик, укротивший ножик.
  5. Он стал дедовыми очками.
  6. Имя мальчика, ставшее названием пшеницы.

Что получилось в выделенной части?

 

Какие рассказы Евгения Пермяка  вы читали к уроку?

(«Самое страшное», «Как Маша хотела стать большой», « Торопливый ножик», «Смородинка», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Славка», «Пичугин мост», «Волшебные краски», «Две пословицы», «Первая рыбка», «Для чего руки нужны?»)

О чём эти рассказы? (О добрых поступках детей).

Какая тема урока?

Чему будем учиться на занятии?

III. Содержание занятия.

1.Составление паутины ассоциаций.

Работа в группах.

Запишите ассоциации, связанные с именем Евгений Пермяк.

( Писатель, сказочник, рассказы, сказки, дружба, труд, трудолюбие, мастерство)

Построение паутины ассоциаций на доске. ( Обсудили в группах, один ученик из группы зачитывает)

Е.Пермяк рассказывает читателям о поступках людей. И делает  это для того, чтобы дети поняли, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая образы в произведениях, Евгений Андреевич выражает свое отношение и чувства к героям и учит не повторять их ошибки.

2. Рассказы  учащихся о Е.А.Пермяке.

Проработать статью и ответить на вопросы.

1 группа.

Как проходило детство Е.А.Пермяка?

 Настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982) — Виссов. Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми на Урале.  Он родился в семье почтового служащего. Отец его умер, когда ему было 3 года. Нелегко было матери воспитывать сына. Детство провел в Воткинске в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. Учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии, овладел несколькими ремёслами.

2 группа.

Что полюбил он с детства?

 В детстве и юности Е.Пермяк с матерью часто ездил по родным городам и посёлкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей. Здесь, на Урале, он хорошо узнал жизнь простых людей, слышал живой и выразительный народный язык. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.
 Ещё мальчиком он полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями. В Воткинске он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное и стал писать свои первые заметки и стихи.

3 группа.

Как началась  писательская деятельность Евгения Пермяка?

Первым его сочинением были пьесы. К театру он пришёл в студенческие годы, организовал «Живую театрализованную газету». Для этой «газеты» Евгений Пермяк сочинял фельетоны, сатирические сцены, куплеты и частушки — всё, что делало выступления «живой газеты» злободневными, нужными зрителям. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин». Евгений Андреевич написал много пьес. Некоторые из них имели завидную театральную судьбу и шли в театрах не только Урала, но и Москвы, Ленинграда, Одессы. В Свердловске познакомился с Павлом Бажовым и сочинил несколько пьес по мотивам его сказок. И всё же не в этой форме литературного творчества проявились самые сильные стороны писательского таланта Пермяка.

4 группа.

О чем писал Пермяк?

Позднее, на исходе Гражданской войны, Е.Пермяк едет в Кулундинские степи. Сибирь закалила его, научила пахать, сеять, убирать урожай...
Но больше всего Е.Пермяка тянет к литературе. Окончив в 1930 году педагогический факультет Пермского университета, он переехал в Москву и с середины 30-х годов начал печататься в газетах и журналах...
Почти все его книги - о людях - тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку.

И хотя основная литературная жизнь писателя прошла далеко от Урала, но «уральский характер» писателя больше всего проявился в его книгах и он был вправе сказать: «Никто и никогда не уходил и не уйдёт от своего края, как бы далеко он ни оказался от него». И действительно, во всех книгах Евгения Пермяка присутствует если не сам Урал с его сказочными сокровищами, то люди «уральского характера»: трудолюбивые, на все руки мастера, гордящиеся своим умением. Сам Евгений Андреевич был таким: любил и умел работать топором, лопатой, умел мастерить всякие хитрые приспособления — самоделки, облегчающие хозяйство.

5 группа.

На какие вопросы находят ответы в сказках Пермяка?

Что воспевает писатель в своих сказках?

Евгений Пермяк писал для читателей разных возрастов. Но больше всего — для детей. Читателям нравились научно-популярные рассказы и литературные сказки Пермяка. Герои его книг – обычные люди, они учатся и трудятся, горюют и радуются, не хвалятся подвигами и не боятся опасностей. Как детский писатель он стал известен в конце 40-х годов XX века. Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он их считал основой литературы для детей. В его сказках присутствует  реальная жизнь, она лишь облечена в форму сказки, где действуют злые и добрые персонажи, где между ними всегда происходит борьба и где всегда побеждает самый добрый, самый умный и умелый.

Фольклорные образы в сказках понятны детям самого разного возраста. Трудолюбие, доброта, самобытность, внутренняя красота простого человека восхищают не только ребёнка, но и взрослого. А язык сказок предельно прост и лишён вычурности.

В чём секрет мастерства? Как стать настоящим мастером своего дела? Какова цена человеческого труда? Как стать самостоятельным? На эти и другие вопросы учится отвечать малыш, если читает литературные сказки Евгения Пермяка вместе со своими родителями. Короткие истории о непослушных и любознательных девочках и мальчиках  звучат очень современно и поучительно.

В нём всегда жил учитель, наставник. Никогда не было в книгах писателя скучных поучений, унылой назидательности, укора.

6 группа.

Кто повлиял на писательскую деятельность Пермяка?

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым. Бажов  помогал ему руководить местной писательской организацией. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал несколько пьес. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу "Долговский мастер". По совету  Бажова Евгений Андреевич стал сочинять сказки и книги для детей. Первая книга «Кем быть?»,  знакомившая детей с различными профессиями, вышла под псевдонимом Евгений Пермяк в 1946 году.

Первый же сборник авторских сказок Пермяка – «Счастливый гвоздь» появился в 1956 году. Самым известным собранием сказок Пермяка признана «Дедушкина копилка», в которую вошли 50 сказок. С этого времени Евгений Андреевич считается одним из основоположников современной отечественной сказки. Третьим стал сборник сказок «Замок без ключа», опубликованный в 1962 году.

Последние 20 лет жизни писатель предпочитал работать над серьезными романами о современной ему жизни. Книги его, особенно сборники сказок, стали столь популярными у читателей, что Евгений Андреевич и его супруга официально поменяли фамилию Виссов на Пермяк.

Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

3.Вызов: приём «Мозговой штурм».                                                                                                Какие ассоциации вызывает слово «Труд» 

ТРУД- работа, занятие, учебный предмет, деятельность человека.

Слово труд довольно часто встречается в нашей жизни.

Найдем в словаре значение этого слова.

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди труда(трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.

2. Работа, занятие. Тяжёлый т. Дневные труды. Заплатить за труды.

3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать).С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).

4. Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т. Список печатных трудов.

         5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.                                                                                                                                                                       В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием. 
Евгений Андреевич Пермяк говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”.

Для юных читателей он отдал много сил и таланта. Его произведения увлекательны, наполнены живой фантазией, увлекают детей в мир, где воспеваются главные достоинства человека: доброта, умение, труд, мастерство.

И девизом нашего урока будет пословица, созвучная  этим словам. Соберите ее.
( На доске слова: красит, а, солнце, человека, землю, труд)  Землю красит солнце, а человека — труд.

4. «Определить рассказ по его началу»                                                                                                     * Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! («Самое страшное»)                                                                                                                                        * Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку.  (Две пословицы»)                                                                             * Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.( «Смородинка»)                       * По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!( «Пичугин мост»)                                                    * Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала.( "Как Маша стала большой")                                                                                                                                                                                                       * Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. («Чужая калитка»)                                                                                          * У деда внук был. Не ахти какой самоцвет — парень и парень. Только старик очень внука любил.( «Дедушкины очки.»)                                                                                                                     * Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.(«Торопливый ножик»)                                                                                                           * У агронома в колхозе «Ленинские искры» подрастал сын Славик. («Славка»)                                   * Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз - в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт.(«Волшебные краски»)                                                             * Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было. («Первая рыбка»)
5. Ребус « Ручеёк букв».                                                                                                             Убрать буквы, обозначающие всегда  твёрдые звуки.

жсшмцожрцоджишнка (Смородинка)

6.Работа над рассказом «Смородинка»                                                                                               1. Расположить рисунки в хронологическом порядке.

                      

2. Викторина по рассказу.                                                                                                                  - Чего не знала Танюша?( Что такое черенки)                                                                                                                             - Что принес отец? (Пучок зеленых прутиков)                                                                                                                                - Чему удивилась Таня? (Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?                                                                                                                             - Как отнеслась Таня к  папиной затее? (Сама решила смородинку вырастить.)                                             - Легко ли девочке было посадить смородинку?  (Повыдергала  лопухи да репейники, дёрн сняли,  комья разбили)                                                                                                                                      -  Для чего решила вырастить смородинку?

 - Кто помогал Тане?                                                                                                                              - Какой была Таня? ( Таня была работящей, трудолюбивой девочкой.)

 - Как автор относился к девочке?

 - Почему люди радовались , глядя на девочку? (   Люди радовались, глядя на девочку, говорили о ней, что она настойчивая, работящая. Называли ее хорошая «смородинка».)

- Какие чувства испытывала Таня, когда смородина выросла? ( Осталась довольна, что вырастила сама. И люди радуются, глядя на девочку. )
 

3. Работа с пословицами.                                                                                                                    Какие пословицы могли бы заменить заголовок рассказа?

Без труда нет плода.                                                                                                                               Всякое уменье трудом дается.                                                                                                                 Делу - время, потехе – час.                                                                                                                  Дело мастера боится.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: мАмБ
Просмотров: 1675 | Загрузок: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz